Маршруты с сылками на карты

Вернуться в начало

КАРТА 1

КАРТА 2

КАРТА 3

В тексте указаны ссылки на основные точки пути:
К0 - номер карты, Т00 - номер точки на карте.
Карту можно увеличить, сохранить и распечатать


Часть 1. Колатсельга.

Начал я свой маршрут со своей родной столицы Карелии, прекрасного города Петрозаводска. В качестве седла была у меня старая добрая «девятка» со спортивным клиренсом (около 10 сантиметров под защитой двигателя). По дороге к Ладоге я не разменивался достопримечательностями попутных деревень и посёлков; хотя стоило обратить внимание на дома, церквушки, мостики и прочее зодчество. Основная траектория пути проходила по трассе Петрозаводск-Сортавала. По ней я и поехал. Выскочив из Петрозаводска в сторону Санкт-Петербурга, я повернул направо через 40 километров (это за посёлком Пряжа) по указателю «Сортавала». После поворота есть АЗС, следующая будет только через 140 километров (магазинов автозапчастей нет тоже). Далее шло кривое карельское шоссе, тем не менее, на котором 90 километров в час ехать можно, а местами даже до 120. Первое, что было решено плотненько посетить по пути, это заброшенные железные рудники и старый Петровский сталелитейный завод в посёлке Колатсельга. Поселок находится прямо по трассе, в 92 километрах от вышеупомянутой отворотки.
Сначала решили посетить рудники. По дороге от Петрозаводска прямо перед знаком «Колатсельга» поворот на грунтовку вправо [К1-Т01]. Далее, через 400 метров влево. По правой стороне будет кладбище. И через 100 метров (от предыдущего поворота) снова влево [К1-Т02]. В принципе терпимая грунтовка, но только в сухую (или умеренно сухую) погоду. Затем прямо без всяких отвороток и глупостей порядка 3700 метров (или 4200 от поворота с шоссе). Преодолев это расстояние, справа я увидел зияющую в холме дыру основной штольни (в 10 метрах от дороги, протоптана тропа) [К1-Т03]. Рудники представляют из себя заброшенные, а местами даже затопленные, штольни. Вооружившись фонариками, касками и смелостью, мы вступили во тьму и холод. Короткая прогулка вглубь привела к развилке, вправо от которой уходит хороший ровный коридор, через метров 20 заканчивающийся тупиком. А вот прямо самое интересное, и в то же время, пугающее. Сразу на пути встретился небольшой завал, заставивший нас наклоняться, далее мы вышли к огромной выработке. Подземный зал высотой около четырёх метров, площадью с волейбольное поле и расположенный под углом к горизонту по 45 градусов!!! Взглянув снизу вверх можно разглядеть свет в отверстии на поверхности земли где-то на холме. Весь наклоненный верхний пласт подпирается несколькими сгнившими брёвнами, и желание пробраться к тем выходам сильно притуплялось инстинктом самосохранения. В общем, запасённого мужества оказалось недостаточно, что бы лезть вверх, зато путь дальше был гораздо спокойнее и интереснее. В общей сложности, пройдя две таких разработки (может метров 20-30) мы наткнулись на подтопления. Всё в принципе преодолимо, но замеченные нами провода и шланги подсказали, что кто-то уже пытался откачать воду, чтоб пройти далее. Что ж, пришлось отступить. Подходя к выходу, мы реально почувствовали тепло, а на поверхности фотоаппарат вспотел! Впрочем, клубы пара у входа в штольню и без того говорили о том, что под землёй не жарко. Поднявшись на холм правее штольни, мы обнаружили провалы и, пройдя ещё вправо по ним, обнаружили сначала одно, а потом и второе отверстие в земле, которое недавно наблюдали снизу. Страшно было на них смотреть и ещё страшней осознавать, что там внизу мы были. Если пройтись ещё дальше по провалу, то может быть встретятся ещё примечательные места, но время поджимало, да и впечатлений на первый раз достаточно. Для желающих плотно изучить эту местность, то можно остаться на ночь рядом. Метров через 20 вперёд по дороге слева есть просвет в лесу, ручей и бивак с кострищем. (далее «бивак»-ом будем называть места оборудованные местом для костра и остановки лагерем). Если проехать (или пройти) ещё вперед по дороге метров 400 метров, то справа от дороги затопленная штольня (дыра выходит прямо к проезжей части). Вот вроде и всё, что я знаю по этому поводу. Хотя вроде в районе Колатсельги есть ещё что-то интересное.
Далее посетим Туломозерский завод 300-летней давности, где руду, добываемую в тех штольнях Колатсельги, перерабатывали и плавили. Выскочив обратно на шоссе [К1-Т01], въезжаем в посёлок, и, проехав мост через речку, поворачиваем вправо [К1-Т04]. В конце посёлка грунтовка раздваивается [К1-Т05], но главное не паниковать, они через 50 метров сойдутся снова. Короче, через 3100 от поворота с шоссе будет справа лесная дорога [К1-Т06], она и ведёт к заброшенному заводу. Там ходу метров 400. Хотя можно извратиться и проехать на внедорожнике, но это не романтично. Завод [К1-Т07], или точнее всё, что от него осталось - это каменно-кирпичные стены, которые поросли травой, кустарником, а кое-где, даже, хорошими деревьями! Близко к стенам лучше не подходить, а, пробегая под арками, лучше поглядывать вверх – может прилететь кирпич! Каждый раз, посещая Туломозерский завод открывал для себя что-то новое и интересное. Больше всего мне понравились подземные проходы и провалы в доменном цеху и рядом. Изучайте! Иногда попадались кирпичи с загадочными надписями. В стенах торчат старинные закладные конструкции, а на некоторых сухих оконных рамах сохранились стреловидные петли. Слева от центральной поляны видимо располагался самый большой цех или склад. Справа более мелкие, но то же внушительные строения. Большую неприятность доставляет высокая трава и кустарник. Из-за них в сырую погоду без высокой и непромокаемой обуви там делать нечего. Если пройти чуть дальше по лесной дороге (метров 100) можно справа разглядеть отдельное здание с остатками крыши! Оказывается, в 70-х годах здесь был обустроен пионерский лагерь! Это и объясняет наличие сохранившихся местами деревянных конструкций и изоляторов (видимо электроосвещения). Туломозерский завод в Колатсельги часто посещаемая достопримечательность этого района.

Часть 2. Койриноя.

Пора всё-таки к Ладоге продвигаться. Дорога улучшилась, почти летим. Проехали ту самую редкую заправку на этом участке, но бак ещё не пуст. В районе указателя «142» перекрёсток: Питкяранта – влево, Сортавала – прямо (новая дорога, нет на многих картах), Суоярви – вправо [К2-Т01]. Поворачиваем на Питкяранту. Через 100 метров сразу бросается в глаза мемориальный памятник «Крест скорби». Здесь шли бои за Карелию, здесь проходила в 36-году граница с Финляндией, здесь проходила в военные годы линия Маннергейма. Но теперь здесь тишь да благодать! Едем дальше. Через 4100 еще развилка: Питкяранта – влево, Сортавала – вправо [К2-Т02]. Повернём к Питкяранте, но посетим её не в этот раз. Через 900 метров посёлок Койриноя. Проехав 300 метров по посёлку, поворачиваем вправо. Там даже есть ларёк, где можно купить семечки или прочей жвачки! Тем не менее, повернув, проезжаем ещё 200 метров и проскочив вправо на мост обнаруживаем водоскат на бывшей ГЭС на реке Койриноки [К2-Т03]. В принципе практически все крупные и известные водопады расположены на местах бывших финских ГидроЭлекроСтанций. Посмотрели, поглазели. По мостику над плотиной можно пробраться на другой берег. Всё достаточно просто. Едем далее, выезжаем на шоссе, поворачиваем вправо (на Питкяранту). После южной границы посёлка Койриноя через 800 метров отворотка вправо [К2-Т04]. Там через 50 метров мост опять через Койриноки речку, ниже по течению которой, и притаился водопад [К2-Т05]. То есть ещё метров сто влево после моста. Туда видимо «финики» не добрались, либо ГЭС в Койриноя было достаточно. Водопад похож на минимизированный Кивач. Можно вернуться на мост и перебраться на другой берег, но оно того не стоит. В общем, продолжаем путешествие. После водопада на шоссе поворачиваем влево [К2-Т04], так как Питкяранта нам незачем. Проезжаем посёлок Койриноя; затем отворот вправо на Пряжу и Петрозаводск (с которого мы приехали) [К2-Т02]; через несколько мгновений АЗС [К2-Т06]; и шуршим вперёд по старой Сортавальской трассе. Через 4600 левая отворотка на «Карьер Мурсула» [К2-Т07]. Решили посетить для «галочки», поехали. Осторожно, быстролетающие самосвалы!!! Через 6300 КПП первого карьера «Гранитная гора» [К2-Т08]. В принципе охрана условная: старушка в избушке. Если задаться целью, то можно незаметно просочиться и прогуляться по действующим разработкам гранита. Стоит иметь ввиду, что ведутся взрывные работы, и если вдруг подозрительно стало вокруг тихо, то … бегите!!! На второй карьер мы не поехали (дорога уходила правее перед паркингом). В последствии я слышал, что там интереснее, а в местном посёлке есть какая-то приметная церковь. Но информация не проверенная. Если вдруг не удалось проникнуть на место добыли, то сувенир можно наковырять на обратном пути. Через 3900 от карьера место сброса некондиционного грунта, можно порыться [К2-Т09]. Ну, этот карьер так, для затравки. Дальше – больше.

Часть 3. Озеро Андронино.

Выезжаем от этого карьера на шоссе и поворачиваем влево (в направлении Сортавала) [К2-Т07]. Проехав под железнодорожным мостом, выезжаем на новое шоссе Петрозаводск-Сортавала, причём Сортавала – слева, Петрозаводск – справа! [К2-Т10] Кроме шуток, поворачиваем направо! Через пару километров (а может и не пару) слева будет кемпинг [К2-Т11]. Крытый стол, туалет, эстакада, родник (без указательного пальца хрен найдёшь). В общем, от кемпинга идет хорошая грунтовка. Через 1500 метров развилка, с которой уходит две хороших грунтовки [К2-Т12]. Махнём не глядя влево (так задумано). Через 7100 будет лучше, чем лесная дорога вправо [К2-Т13]. По ней около 1100 до стоянки, вот туда я и попёр. Было тяжело, но я справился, да и машина не подвела. Место отличное [К2-Т14]. Бивак усовершенствован. Я постарался сделать тэнт над столом. В общем можно жить. Самое примечательное, что в 200 метрах от этого места есть водопад! Да-да, есть! Не зря сюда приехал. Из озера Андронино (на берегу которого мы остановились) вытекает ручей Хямяляйсеноя, прямо рядом со стоянкой, а через 200 метров скатывается со скалы! Пройти к водопаду проще простого: после въезда на основную поляну на сосне я прибил импровизированную красную стрелку из знака аварийной остановки, она напротив тропинки. Если идти по тропинке не пугайтесь старой ветхой лачуги по пути, нужное направление за ней уходит вправо; далее тропика вас приведёт! Так как водопад образован ручьём, вытекающим из озера, то вода в нем теплая. Если прийти туда утром (часов в 6-8), то тепло веет прямо в лицо! Облако пара может испортить кадры фотоаппарата, но зато желание встать под струю возрастает в десятки раз! Купайтесь в водопаде, это не страшно и тепло, будет что вспомнить! Место стоянки не только красиво, но и удобно. Поляна чистая и большая, несколько кострищ, кривые, но всё же мостики в воде. В озере есть щука, окунь и плотва. В истоке ручья можно ловить на удочку. Основная часть озера уходит влево за островки. Отдохнули, выспались, поели плотно, пора в путь. Несколько моментов, которые стоит учесть: оставьте дров под столом для других; вместо бересты можно порубать подсочку на соснах; много комаров и мошки; иногда проезжают местные рыбаки; змей замечено не было; свалок мусора вокруг нет и не надо заводить - то, что не горит, сжигайте или закапывайте поглубже. Покинули бивак.

Часть 4. «Белые мосты».

Двигаемся обратно по лесной дороге и через 1100 метров выруливаем на грунтовку влево [К2-Т13], ещё через 7100 круто поворачиваем влево (до этого мы тут уже были и приехали справа) [К2-Т12]. Опять же неплохая грунтовка. Проехали отворотку на бивак к озеру (красивое место) [К2-Т15], но рулим дальше. Через 4900 (от развилки с крутым левым поворотом) будет манящая отворотка влево (она же по картам и Интернет-описаниям) [К2-Т16], НО ЭТО НЕ ОНА!!! Это лесовозы накатали, нужная нам через 200 метров! Там и поворачиваем [К2-Т17]. Ещё через 800 метров дорога похуже вправо, едем туда [К2-Т18]. Увы, через 100 метров моя машина пройти не смогла, хотя для более внедорожной техники это была бы «фигня». На самом деле, там осталось какие-то 2,0-2,5 километра; можно и прогуляться. Когда слева на пригорке я заметил остатки каменного строения, я понял, что слышу не шум ветра в деревьях, а шум воды!!! Так оно и оказалось, правее от дороги спуск к самому большому в Южной Карелии водопаду «Белые мосты», мирно расположившемуся на реке Кулисмайки [К2-Т19]. А 15 или 19 метров падение воды тут уже без разницы. Другое название, возможно более официальное – Юканкоски. Смакуем!!! Крутая, но достаточно сносная тропинка ведёт к подножию – оттуда самый лучший вид. Можно подойти вплотную к падающему потоку. Вернувшись наверх, обнаружили рукотворный мостик. Внимательней всмотревшись в падающую воду сверху задумываешься о «крае земли». По другой стороне водопада можно полазать – много каменных уступов прямо в середине водопада. Мы собрались в обратный путь, туристы из Архангельской области (которых мы провели к этому водопаду) намекнули, что здесь есть ещё один! Я удивился, и так большой перепад высот, где же ещё? Действительно, он есть! В 50 метрах через мостик, увиденный ранее есть его младший братик, водоизмещением и метражом поменьше, но тоже круто! Он просто падает параллельно основному руслу. Видимо здесь и была финская ГЭС, и были сподвигнуты те самые «Белые мосты». Поставил себе вместо одной галочки – две. Внутри водопада оказалось несколько старых брёвен, принесённых течением в паводок. Пару штук удалось убрать, но на остальные сил не хватило. К этому водопаду лучше спускаться справа (то есть пройти ещё мостик из трёх брёвен). Вот только рядом с ним я заметил остатки каких-то сооружений, которые видимо когда-то и назывались: Белые мосты. Говорят, ниже по течению есть пороги, но не для моего автомобильного образа передвижения. Идём обратно, усталые, но с чувством глубокого удовлетворения. Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки оказывается не одинок!

Часть 5. Плотины и пороги

Возвращаемся на шоссе [К2-Т11]. Едем от кемпинга в сторону Сортавала. Через 3 километра восточная отворотка на Импилахти (налево) [К2-Т20], а мы проезжаем прямо. Ещё через 5700 будет отворот вправо, он наш [К2-Т21]. И теперь двигаясь по грунтовке 800 метров перед мостом (мост по приколу без ограждения) через реку Хихнийоки останавливаемся и забуриваемся в кусты вправо [К2-Т22]. Там останки плотины превратились в небольшой водопад с лирическим названием «9 мая». Очередная галочка, и мы едем далее (вернувшись на шоссе) [К2-Т21]. А впереди у нас посёлок Ляскеля с действующей ГЭС, но она оказалась вовсе не действующей, а на реконструкции [К2-Т23]. Это добавило воды в порог, расположенный параллельно электростанции. На лучшие обзорные места внизу плотины можно пройти по этой (восточной) стороне моста (как раз напротив места парковки перед мостом) [К3-Т01 ]. Поток воды очень бурный, можно поползать по прибрежным скалам. Но мы здесь долго не задерживаемся, нам дальше.
Снова движемся в сторону Сортавала, но уже не летим под 120, дорога слишком кривая. Отворотка вправо на поселок Харлу. [К3-Т02]. Повернули. В конце поселка после развилки (по которой нам левее вниз) справа интересный старинный железнодорожный мост [К3-Т03]. Далее по дороге справа есть длинный порого, но с дороги видно только тропу на берег [К3-Т04]. Еще через несколько километров развилка, по которой нам правее, а затем перед мостом через реку Янис снова вправо по узкой дорожке [К3-Т04]. Через несколько сотен метров там плотина. Прикольный сброс воды. Возвращаемся к нашему основному маршруту и едем на запад. Проскакиваем мимо отворотки на Вяртселя [К3-Т06]] (отворотка уходит вправо), нам нужно в Хелюля. На самом деле не совсем в Хелюля, а чуть севернее: наша цель водопад Мюллюкюля. Въехали в посёлок, доехали до моста через реку Тохмайоки. Эта река очень знаменита своим нравом и большим количеством порогов. Без водопадов там не обошлось, к одному из которых мы двинули, зная только, что он где-то в километре вверх по течению от посёлка. Надежда только на язык-проводник. Свернув после моста [К3-Т07] через 100 метров направо (указатель «Кааламо») едем по посёлку. Дорога асфальтовая, её и придерживаемся! Естественно расспросили местных… что-то поняв, что-то нет, двинули дальше. Въехали в посёлок Мюллюкюля, на развилке асфальт уходил левее, а прямо грунтовка между участками [К3-Т08], по которой мы и двигаем. В итоге, от отворотки на Кааламо до этой развилки около 1400 метров. Ещё через 500 метров останавливаемся на пятачке среди огородов и домиков, хотя дорога уходит дальше чуть правее вниз, но не для моей машины. Спросили у местных «где водопад!?», а нам в ответ «Плотина по этой дороге вниз через 200 метров!». Непонятным оказалось то, что мы ехали не на плотину, а на водопад! Но лучше что-то, чем ничего. Двинули пешком вниз мимо низкого, но двухэтажного домика с большим номером «39». Каково же было наше ошеломление, когда, пройдя мимо него, повернув голову вправо мы увидели вдали прекрасный водопад-порог!!! Но, тем не менее, внизу через 150 метров действительно была неплохо сохранившаяся стена плотины и водоскат в ней [К3-Т09]. Пройдя по стенке плотины, а потом по тропинке через поле и заросли около 400-500 метров мы вышли-таки на тот водопад, увиденный издалека [К3-Т10]. Здорово! Идя полями по тропинке не надо пытаться забуриться в траву, в надежде срезать путь к водопаду. Тропинку не совсем дураки протоптали. Будет в поле хорошо вытоптанная развилка влево – надо сюда. Зайдя в низколесье можно увидеть тропу влево вниз – идёт к подножью, а прямо к верхушке водопада. Но и там надо будет свернуть с основной тропы влево. Можно даже воспользоваться интуицией (если таковая есть).

Часть 6. Рускеальские водопады

Хорошего понемножку, хотя и так уже немало. Возвращаемся в Хелюля и поворачиваем в сторону Петрозаводска [К3-Т07]. Но в Петрозаводск ещё не пора и поэтому поворачиваем через 3400 после моста в Хелюля налево (к Вяртсиля) [К3-Т06]. Через 16,8 километра справа перед мостом будет большая организованная стоянка, тэнтованое кафе и смотровая площадка каскада знаменитых Рускеальских водопадов [К3-Т11]. С площадки видно два сдвоенных порога. Если пойти вправо по деревянным мосткам можно попасть поближе к одному из них и ещё увидеть в дали (вверх по течению) небольшой, но длинный порог. Всё интересно, всё замечательно, но показалось не достаточно. Обязательно захотелось подойти ближе к левому сдвоенному порогу, и мы перешли реку по автомобильному мосту. Сразу за мостом справа нашли в кустах тропинку и через минуту мы у водопада. Так он даже больше кажется. Пробившись через лес метров 50 от него на север, натыкаюсь ещё на один водопад! Как туда попал, стало не важно, когда от водопада увидел второй автомобильный мост. Вышел к нему по другой тропинке, в общем, вид с моста хороший [К3-Т12]. В кафе спросил об ещё одном крупном водопаде в километре отсюда, мне указали пальцем дорогу и поиски продолжились. Он расположился ниже по течению на плотине бывшей финской ГЭС. Называют его - Рююмякоски. От моста поехали в обратную сторону (к Сортавала) и отсчитали второй поворот вправо (повороты знаками не обозначены). Поворот оказался через 900 метров [К3-Т13]. Повернув вправо, проехали ещё метров 100-150 по грунтовке и остановились на развилочке. Там в принципе машину и оставили. Пошли вперед по темной дороге (та что левее), через 200 метров упёрлись в болото, но, заметив справа тропинку, быстро преодолели это препятствие. Выйдя на хорошую широкую тропу через минуту оказались на неплохо сохранившейся ГЭС и шикарном водопаде [К3-Т14]. Лазать можно практически везде. Особенно понравилась гладкая скала в воде напротив водопада у противоположенного берега. Внимания заслуживает и вырубленный в скале канал, по которому река течёт после водопада. Не на миг не пожалел. Наступал вечер, и мы рисковали остаться без лодки напрокат в Мраморном каньоне.

Часть 7.Мраморный каньон.

Поэтому выскакиваем на шоссе поворачиваем влево, в сторону Вяртсикля. Проскочив мимо каскада водопадов, ранее посещённых двигаемся далее ещё 4100 метров (5000 от поворота к Рююмякоски). Преодолев указанное расстояние, спускаюсь с горочки, но не разгоняюсь, что бы не пролететь мимо поворот влево [К3-Т15]. Он обозначен неярким плакатом размером полтора на два метра с надписью «Горный парк Рускеала». Указанное на этом плакате расстояние, нагло врёт! Там не 500 метров, а все 1200! Узкая грунтовка вводит в смущение: как это такая достопримечательность, а дорога не представительная. Стоить иметь ввиду, что лучше не гнать, дабы вовремя разъехаться со «встречкой»! В итоге выезжаем на оборудованную асфальтированную парковку у «Мраморного каньона». Есть туалеты, дорогое кафе, будка администрации, экскурсии и прокат лодок. Ценники: парковка одного автомобиля на стоянке – 25 рублей, проход одного человека на сухопутный вояж вокруг каньона – 45 рублей; прокат лодки для круиза по озеру внутри каньона – 170 рублей (в лодку пускают не более 4 человек, гребёте сами, зато выдаются спасжелеты). На самом деле мы прошмыгнули перед парковкой влево мимо «условного» шлагбаума и, двигаясь метров 100 параллельно "кинутой» нами парковки (между ней и нами какое-то кирпичное производственное здание), выехали на площадку перед заброшенным КПП для грузового транспорта. Правее КПП видна лестница – эта лестница и есть почти начало пешего маршрута вокруг каньона. Понятно, что сэкономили ещё и на входе! Дело даже не в сэкономленной сумме, просто так захотелось. Неплохо прогулялись, выходя экстремально близко к обрывам. Кстати, параллельно этому каньону слева в 100 метрах есть ещё один менее зрелищный. Если прогуляться в противоположной (от стоянки) стороне каньона по дорожкам и дорогам, то можно увидеть ещё немало интересного, и даже попасть на якобы действующие разработки (к ним выводит воздушная линия электропередачи). Есть обалденный заброшенный завод по гашению извести! Мрак! Можно затеить игру в пейтбол. Далее назад. Впечатляет на траектории пути штольня с глубокой шахтой. Обратная часть пути по другому берегу менее экстремальна, но зато неплохой вид скал напротив. Потом, проделав круг, мы решили прокатиться по лодочке (честно заплатив). Впечатлило, местами до ужаса. Удачно захватив с собой налобные фонарики, мы целенаправленно пришвартовались к входу в штольню и шагнули во мрак. После несколько шагов по мраморному коридору меня несколько взволновал свежий кусок выпавшего из потолка камня! Далее мы шли, поглядывая на все трещинки в потолке. Метров через 60-80 тоннель раздваивался буквой «Т». Справа метров через семь просматривался обвал (или искусственный завал), свернули влево. Небольшой затопленный провал под ногами был кем-то предусмотрительно устлан деревянной конструкцией, а тусклый свет фонарика не позволил просветить глубину воды в полу. Через 10 метров пол превратился в наваленные груды камней, а потолок снизился. Отсутствие касок сильно повлияло на дальнейшее решение двигаться и стукаться головой об потолок дальше. Решили – в другой раз! Ближе к выходу из штольни теплый воздух в лицо поднял настроение. А фотоаппарат опять запотел. Поколесив ещё чуть-чуть на лодке, заплывая в неглубокие пещеры, мы донабрались впечатлений. Покинули каньон, выскочили обратно на шоссе и махнули обратно (вправо) [К3-Т15]. Программа дня перевыполнена.
Двигаемся обратно. У развилки Питкяранта-Сортавала уходим влево [К3-Т06]. Проезжая живописные места вдоль Ладоги можно слева увидеть расписную скалу [К3-Т16], а справа лесистый мыс с местом для бивака.
Часть 8. Ладожские шхеры.

В итоге, проехав около 32 километров от каньона, по живописным местам в сторону Петрозаводска и Питкяранты, обнаруживаем отворот вправо «Импилахти 5» [К1-Т24]. Поворачиваем. Еду вперед по грунтовке в предвкушении железнодорожного переезда, но замечаю впереди только небольшой мостик [К1-Т25] – «какой-то ручеек», подумал я! Как я был повергнут в шок, проезжая по мостику и глянув в сторону, я увидел железнодорожное полотно в вырубленном в скальной породе каналу! Просто потрясающе!!! Ну, блин, строители! Быстро пришёл в себя и двинул далее. Проехал лесозавод, и по асфальтовой дороге проехал по поселку. Пропустив пару магазинов справа, я предпочел «зелёный магазин» [К1-Т26] через 4300 после поворота с шоссе. Свернул к нему (тоже направо), но не за продуктами. Хотя можно что-нибудь прикупить, если надо. Левее магазина идёт грунтовка по посёлку. Едем, через 400 метров берём левее, потом через 700 метров правее (в направлении к заброшенной ферме). Ещё через 700 метров развилка, нам прямо, но если притормозить, то там, в определённое время года (середина июля), в пяти метрах справа от развилки можно наблюдать хорошие заросли земляники и «каменной розы»! Но нам задерживаться некогда: «хочется спать больше чем есть». Двигаем далее ещё 1200 метров и сворачиваем влево, а там, через 300 метров, выруливаем к группе гостевых домов. Проехав мимо них и чуточку, не доезжая ещё одного одиноко строящегося на большом пустыре, попытались свернуть влево к озеру [К1-Т27], но, увы! Не стал я насиловать свою многострадальную «девяточку» и 100 метров прогулялся так. Редкий осинник на берегу, спуск к воде, а на противоположенном берегу залива, что бы вы думали? 70-ти метровая скала [К1-Т28] На ней до сих пор иногда проводят общероссийские соревнования по скалолазанию. В общем, тут достаточно хороший облюбованный велотуристами бивак. Разбили лагерь, поели, легли спать. Хорошо выспавшись, мы решили посмотреть на знаменитые Ладожские шхеры с воды. Повезло застать на биваке, где мы расположились на ночь, знакомого с резиновой лодкой и 15-ти лошадиным мотором. Уговаривать не пришлось! Пошли на юг по заливу, условно названному «Импилахтинский». На берег с 70-ти метровой скалой не высаживались, в этом году говорят там уйма змей. Через километр-два (глазомер у меня млохой, это не счётчик в машине) по левой стороне наблюдали финские пляжи из гальки с живущими на них туристами. Да-а-а, заливы и полуострова северного Приладожья очень длинные. Я даже вспомнил название полуострова на берегу которого мы остановились и по правому борту был у нас при движении к открытой Ладоге: «Хунукка». Добрались к его самой южной оконечности. Отошли от неё ещё немного южнее, метров на 300 и разглядели на скалистом берегу белую фигуру из камней в виде солдата в каске. Интересно, это как? С трудом, найдя место для причала, мы высадились на берег. С трудом нашли безопасный путь к вершине скалистого берега. По слухам, на этой вершине располагалась опорная и оборонительная точка финских войск в составе знаменитой «линии Маннергейма». Поднявшись туда, мы в этом убедились. Финны не дураки! Обзор на Ладогу отличный, хорошо видны острова Валаам и верхушки собора и колокольни монастыря. На вершине скалы вырублены окопы и укрепления. Местами сохранились фундаменты от оружия или ещё чего. И красиво, и здорово там! Прошли немного в глубину полуострова (метров 100-150) в поисках орудийных площадок: площадок много, следов от орудий не видать. Зато, глянув влево (на запад), нашему взору предстал прекраснейший вид на неровный скалисто-лесистый берег Ладожского озера. Но самое невероятное, это расположенное в нескольких метрах от берега, небольшое озерцо!!! Добрались до него. Оказывается, к нему есть «внедорожная» дорога! Там на отличной скале разбили лагерь москвичи. Везёт. В скором времени мы вернулись к южной оконечности полуострова, и нашли-таки те самые белые камни в виде солдата. В общем, под определённым углом и стоя рядом можно узнать силуэт. А камни там действительно на редкость светлые, по сравнению с окружающими, правда, имеются местами остатки белой краски. Затем спустились к лодке и двинули на восток. Задачей было посетить ещё один водопад. По слухам, в некую «глухую» шхеру стекает ручей из ближайшего озера в скалах. Шхера есть на картах, ручей то же. Но водное пространство – это не узкая дорога! С трудом нашли шхеру, прошли по ней, упёрлись в камыши. Обошли с другой стороны – та же история. На выходе встретили яхту, поинтересовались. Утверждал, что по навигатору там, но сил возвращаться уже не было (зря, до сих пор жалею). Вернулись на бивак.

Оставьте пожалуйста ваше мнение

Hosted by uCoz