Автопутешествие
по Северной Ладоге

Обновлены маршрутные листы (карты)

 В поисках водопадов
отчет об автомобильной  поездке по достопримечательностям

Северного Приладожья

Фотоальбом
"Колатсельга"
Просмотреть
с комментариями
В начало
На главную

Страницы раздела

Новости
Карты
История
Ladoga.doc

Какая всё-таки потрясающая эта страна – Карелия. Посетив только лишь десятую её часть, хочется после увидеть всё. Для меня этой самой первой «десятой» частью стало Северное Приладожье. Скалистые шхеры, большое количество бурных водопадов, рукотворные вековые достопримечательности. Я посетил, казалось бы, всё, но нет…

 





































Начал я свой маршрут со своей родной столицы Карелии, прекрасного города Петрозаводска. В качестве седла была у меня старая добрая «девятка» со спортивным клиренсом (около 10 сантиметров под защитой двигателя). По дороге к Ладоге я не разменивался достопримечательностями попутных деревень и посёлков; хотя стоило обратить внимание на дома, церквушки, мостики и прочее зодчество. Основная траектория пути проходила по трассе Петрозаводск-Сортавала. По ней я и поехал. Выскочив из Петрозаводска в сторону Санкт-Петербурга, я повернул направо через 40 километров (это за посёлком Пряжа) по указателю на «Сортавала». После поворота есть АЗС, следующая будет только через 140 километров. Далее шло кривое карельское шоссе, тем не менее, на котором 90 километров в час ехать можно, а местами даже до 120. Первое, что было решено плотненько посетить по пути, это заброшенные железные рудники и старый Петровский сталелитейный завод в посёлке Колатсельга. Поселок находится прямо по трассе, в 92 километрах от вышеупомянутой отворотки.

Часть 1. Колатсельга.

Сначала решили посетить рудники. По дороге от Петрозаводска прямо перед знаком «Колатсельга» поворот на грунтовку вправо. Далее, через 400 метров влево. По правой стороне будет кладбище. И через 100 метров (от предыдущего поворота) снова влево. В принципе терпимая грунтовка, но только в сухую (или умеренно сухую) погоду. Затем прямо без всяких отвороток и глупостей порядка 3700 метров (или 4200 от поворота с шоссе). Преодолев это расстояние, справа я увидел зияющую в холме дыру основной штольни (в 10 метрах от дороги, протоптана тропа). Рудники представляют из себя заброшенные, а местами даже затопленные, штольни. Вооружившись фонариками, касками и смелостью, мы вступили во тьму и холод. Короткая прогулка вглубь привела к развилке, вправо от которой уходит хороший ровный коридор, через метров 20 заканчивающийся тупиком. А вот прямо самое интересное, и в то же время, пугающее. Сразу на пути встретился небольшой завал, заставивший нас наклоняться, далее мы вышли к огромной выработке. Подземный зал высотой около четырёх метров, площадью с волейбольное поле и расположенный под углом к горизонту по 45 градусов!!! Взглянув снизу вверх можно разглядеть свет в отверстии на поверхности земли где-то на холме. Весь наклоненный верхний пласт подпирается несколькими сгнившими брёвнами, и желание пробраться к тем выходам сильно притуплялось инстинктом самосохранения. В общем, запасённого мужества оказалось недостаточно, что бы лезть вверх, зато путь дальше был гораздо спокойнее и интереснее. В общей сложности, пройдя две таких разработки (может метров 20-30) мы наткнулись на подтопления. Всё в принципе преодолимо, но замеченные нами провода и шланги подсказали, что кто-то уже пытался откачать воду, чтоб пройти далее. Что ж, пришлось отступить. Подходя к выходу, мы реально почувствовали тепло, а на поверхности фотоаппарат вспотел! Впрочем, клубы пара у входа в штольню и без того говорили о том, что под землёй не жарко. Поднявшись на холм правее штольни, мы обнаружили провалы и, пройдя ещё вправо по ним, обнаружили сначала одно, а потом и второе отверстие в земле, которое недавно наблюдали снизу. Страшно было на них смотреть и ещё страшней осознавать, что там внизу мы были. Если пройтись ещё дальше по провалу, то может быть встретятся ещё примечательные места, но время поджимало, да и впечатлений на первый раз достаточно. Для желающих плотно изучить эту местность, то можно остаться на ночь рядом. Метров через 20 вперёд по дороге слева есть просвет в лесу, ручей и бивак с кострищем. (далее «бивак»-ом будем называть места оборудованные местом для костра и остановки лагерем). Если проехать (или пройти) ещё вперед по дороге метров 400метров, то справа от дороги затопленная штольня (дыра выходит прямо к проезжей части). Вот вроде и всё, что я знаю по этому поводу. Хотя вроде в районе Колатсельги есть ещё что-то интересное.

Далее посетим Туломозерский завод 300-летней давности, где руду, добываемую в тех штольнях, перерабатывали и плавили. Выскочив обратно на шоссе, въезжаем в посёлок, и, проехав мост через речку, поворачиваем вправо. В конце посёлка грунтовка раздваивается, но главное не паниковать, они через 50 метров сойдутся снова. Короче, через 3100 от поворота с шоссе будет справа лесная дорога, она и ведёт к заброшенному заводу. Там ходу метров 400. Хотя можно извратиться и проехать на внедорожнике, но это не романтично. Завод, или точнее всё, что от него осталось - это каменно-кирпичные стены, которые поросли травой, кустарником, а кое-где, даже, хорошими деревьями! Близко к стенам лучше не подходить, а, пробегая под арками, лучше поглядывать вверх – может прилететь кирпич! Каждый раз, посещая Туломозерский завод я открывал для себя что-то новое и интересное. Больше всего мне понравились подземные проходы и провалы в доменном цеху и рядом. Изучайте! Иногда попадались кирпичи с загадочными надписями. В стенах торчат старинные закладные конструкции, а на некоторых сухих оконных рамах сохранились стреловидные петли. Слева от центральной поляны видимо располагался самый большой цех или склад. Справа более мелкие, но то же внушительные строения. Большую неприятность доставляет высокая трава и кустарник. Из-за них в сырую погоду без высокой и непромокаемой обуви там делать нечего. Если пройти чуть дальше по лесной дороге (метров 100) можно справа разглядеть отдельное здание с остатками крыши! Оказывается, в 70-х годах здесь был обустроен пионерский лагерь! Это и объясняет наличие сохранившихся местами деревянных конструкций и изоляторов (видимо электроосвещения). Туломозерский завод в Колатсельге часто посещаемая достопримечательность этого района

Оставьте пожалуйста ваше мнение

 

Страница 1 из 8              Предыдущая         Следующая          1 2 3 4 5 6 7 8

  Домашняя страничка Алова Фёдора.

  Оставить мнение можно на электронную почту uncletheodor@yandex.ru

Страница разработана впервые в процессе изучения HTML. Строго не судите. Будет исправляться и расширяться

Hosted by uCoz